Балансировка и управляемость

Балансировочные кривые, характеризующие зависимость потребно­го отклонения х° кольца автомат-перекоса в продольном направлении от скорости полета, для трех центровок вертолета (л’т—180 мм, 25 мм и —20 мм) даны на фиг. 26 для режима набора высоты (полный газ) и на фиг. 27 для режима планирования.

Подобные же кривые для отклонения Tj° кольца автомат-перекоса в поперечном направлении приведены на фиг. 28 для режима набора вы­соты и на фиг. 29 для режима планирования.

Характеристики балансировки и управляемости вертолета на режи­мах горизонтального полета и моторного планирования, как на проме­жуточных режимах, не приводятся.

Имея взаимосвязь между отклонениями кольца автомат-перекоса и ручки управления циклическим шагом несущего винта в продольном и поперечном направлениях, представленную графически на фиг. 30 и 31, можно определить потребные отклонения ручки управления в продольном и поперечном направлениях при разных центровках для режимов пол­ного газа и планирования.

Подпись: нижающих усилия, с показателями обратимости: и системе продольного -управления 1:10 в системе путевого управления 1:5 в системе поперечного управления необратимое в системе управления общим шагом необратимое В систему управления вертолета включен ряд гидроусилителей, по­

Поэтому усилия от несущего винта доходят до ручки управления цик­лическим шагом в продольном направлении лишь в размере 1 : 10, в по­перечном же направлении и на ручку общего шага усилия не пере­даются совсем. Усилия от хвостового винта передаются на педали в раз­мере лишь 1 : 5.

В цепь управления вертолетом в продольном и поперечном направле­ниях включены специальные разгрузочные пружинные механизмы, ха­рактеристика которых дана на фиг. 32 для продольного управления и на фиг. 33 для поперечного управления. На этих же фигурах нанесены пре­дельные крайние значения характеристик пружин, получаемые при воз­действии на разгрузочные механизмы триммерных устройств, имеющихся в конструкции управления.

Усилия на ручке управления циклическим шагом несущего’ винта в продольном направлении в зависимости от скорости полета при ней­тральном положении триммера продольного разгрузочного механизма да­ны на фиг. 34. Усилия взяты при полете вертолета на режиме набора высоты (полный газ) для трех значений центровки (л*т-=180 мм, 25 мм п -—20 мм). На фиг. 35 представлена зависимость этих усилий от скоро­сти полета при тех же условиях для режима планирования.

Изменение усилия на ручке управления циклическим шагом несу­щего винта в поперечном направлении при полете вертолета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования для трех значений центров­ки (,гу = 180 мм, 25 мм и —20 мм) при нейтральном положении тримме­ра поперечного разгрузочного механизма дано в зависимости от скорости полета на фиг. 36.

Как следует из характеристик разгрузочных механизмов (см. фиг. 32 и 33), воздействуя на триммерные устройства, можно изменять величи­ну усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в весьма широких пределах.

Фиг. 26. Потребные отклонения кольца автомат-перекоса х° й
продольном направлении в зависимости от скорости полета
для режима набора высоты (полный газ) при разных центров-
ках.

Х°

Балансировка и управляемость

Фиг. 27. Потребные отклонения кольца автомат-перекоса х? в продольном направлении в зависимости от скорости полета для режима планирования при разных центровках.

 

 

Балансировка и управляемость

Фиг. 28. Погребные отклонения кольца автомат-перекоса г,° в поперечном направлении в зависимости от скорости полета для veoicu. ua набора высоты (полный газ) при разных центровках.

 

 

Балансировка и управляемость

Фиг. 29. Потребные отклонения кольца автомат-перекоса т° в поперечном направлении в зависимости от скорости полета для режима самоаращения при разных центровках.

 

 

Балансировка и управляемость

Фиг. SO. Взаимосвязь отклонения кольца автомат-перекоса г.° и хода ручки управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлений /ирод

 

Балансировка и управляемость

Фиг. 31. Взаимосвязь отклонения кольца автомат-перекоса т° и хода ручки управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении hum

 

Балансировка и управляемость

Фиг. 32. Зависимость усилия на ручке управления цикли­ческим шагом несущего винта в продольном направле­нии, возникающего от разгрузочных пружин при откло­нении кольца автомат-перекоса v.° (следовательно, и ручки управления).

Балансировка и управляемость

Фиг. 33. Зависимость усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении, возникающего от разгрузочных пру­жин при отклонении кольца автомат-перекоса г° (следовательно, и ручки управления).

Балансировка и управляемость

Фиг. 34. Зависимость усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении от скорости полета вертолета на режиме набора, высоты (полный газ) для центровок хт = 180 мм, 25 мм и —20 мм при нейтральном поло­жении триммера продольного разгрузочного механизма.

Рх кг

Балансировка и управляемость

Фиг. 35. Зависимость усилия на ручке уп­равления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении от скоро­сти полета вертолета на режиме планирова­ния для центровок xT = iSO мм, 25 мм и —20 мм при нейтральном положении трим­мера продольного разгрузочного механизма.

Подпись: Ргхг Фиг. 36. Изменение усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении при полете вертолета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования при нейтральном положении триммера поперечного разгрузочного механизма- в зависимости от скорости полета.

Изменение потребного угла установки лопастей хвостового винта в за­висимости от скорости полета вертолета на режимах набора высоты (пол­ный газ) и планирования дано на фиг. 37.

Зависимость усилия на педалях ножного управления от скорости по­лета вертолета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования представлена на фиг. 38. Изменение угла тангажа (угол между строитель-

ной горизонталью фюзеляжа и линией горизонта), присущего вертолету на режиме набора высоты (полный газ) при разных центровках, дано в зависимости от скорости полета на фиг. 30. Та же зависимость угла тангажа от скорости полета вертолета, но на режиме планирования пред­ставлена на фиг. 40.

Зависимость угла крена вертолета от скорости полета на режимах на­бора высоты (полный газ) и планирования дана на фиг. 41.

Балансировка и управляемость

Подпись:Подпись: 01Балансировка и управляемость

Подпись: •кпнтюііпниі'іі n (єпг птні'ои) ічхиа -mo odogm хпкпжаО vu vxavoxdao vxavou nxaodoxa xo umiav -ovdud огопжон xmvpau vu vnrva/i oiaomianovg; ’gg -гпф
Подпись: 01-
Подпись: ax VMd

■XптюОхноН хпнеисі ndu unuDood ■mwnj отіжяіі dh nxai’oxdoo vxavou nxaodoxa ли niJowmimvE в ижигнпх nra/i оптнопсц ’()Р ‘гпф

Для обеспечения нормальной устойчивости и балансировки вертоле­та па разных режимах полета при разных центровках угол установки стабилизатора Дст (ем. фиг. 24) может изменяться в зависимости от ша­га несущего винта дф. в. Взаимосвязь ср°С1.=/(ф<>и. в.) дана графически на фиг. 42.

На основе приведенных выше данных и качественной оценки летчи­ков можно сделать следующие выводы;

1.Диапазон отклонения ручки управления циклическим шагом не­сущего винта вертолета Ми-4 (а также кольца автомат-перекоса) и пе­далей ножного управления обеспечивает выполнение основных режимов

Балансировка и управляемость

Фиг. 42. Взаимосвязь угла установки стабили­затора »ст и угла установки лопастей несу­щего винта? н.в-

установившегося полета на всех допустимых эксплуатационных центров­ках, кроме предельно’ передней.

2. При предельно1 передней эксплуатационной центровке (хт=290 мм) выполнение вертикальных взлетов и посадок возможно против ветра и при отсутствии ветра, а также при попутном ветре до 3 м/сек.

3. Имеющиеся триммерные устройства в системах продолы-юто и по­перечного управления обеспечивают балансировку вертолета на всех режимах полета и при всех допустимых центровках, благодаря чему воз­можно’ держать усилия на ручке управления циклическим шагом в жела­тельных пределах.

4. Продольные перемещения ручки управления циклическим шагом несущего винта вертолета по скорости имеют устойчивый характер.

5. При увеличении скорости полета (от 75 км/час ДО’ максимальной) ручка управления циклическим шагом несущего винта в поперечном на­правлении перемещается справа налево.

6. Продольные усилия на ручке управления циклическим шагом не­сущего винта на скоростях полета, больших 110 км/час, е ростом ско­ростей падают, однако это вызывает лишь незначительное затруднение в пилотировании. .